Белок колобусу не товарищ!

20.02.2020
Количество показов: 539

В Калининградском зоопарке прошел первый в России семинар по питанию животных. Ведущими стали два голландских эксперта-нутрициолога (нутрициология — наука и раздел гигиены питания, который занимается изучением пищи, питания, продуктов питания, пищевых веществ и других компонентов в составе продуктов, их действие и взаимодействие, их потребление, усвоение, расходование и выведение из организма, их роль в поддержании здоровья или в развитии болезней) Тьяллинг Хёйсман и д-р Юке Нейбур.
Тьяллинг Хёйсман (Tjalling Huisman) - преподаватель Университета прикладных наук Ван Холл Ларенштейн (Нидерланды), эксперт в области питания животных, питания жвачных животных, физиологии пищеварения, кормовых технологий.
Д-р Юке Нейбур (Joeke Nijboer) – в течение 38 лет работал специалистом по питанию, разработке и анализу диет и рационов животных зоопарка Роттердама (Нидерланды), имеет докторскую степень по ветеринарии Утрехтского университета.
Помимо специалистов Калининградского зоопарка участие в трехдневном семинаре с 18 по 20 февраля приняли сотрудники зоопарков Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска. 

2020_Семинар по питанию_Ковалева_13.JPG

Основными темами семинара стали «Особенности пищеварительной системы животных», «Введение в программу Zootrition» (Zootrition – компьютерная программа для составления рационов), «Кормление крупных млекопитающих хищников», «Кормление хищных птиц», «Кормление приматов». Также участники познакомились с принципами оценки состояния тела животного и с особенностями питания пожилых животных.
Эксперты изучили рационы животных Калининградского зоопарка, условия хранения продуктов и приготовления пищи. По окончании семинара д-р Юке Нейбур поделился своими впечатлениями в формате интервью.

Расскажите пожалуйста о Вашем опыте работы в зоопарке Роттердама.

В Роттердамском зоопарке я работал специалистом по питанию. В мои обязанности входила закупка кормов, разработка и анализ рационов.  Кроме того, я проводил семинары для коллег из зоопарков Нидерландов. Сам в качестве слушателя ездил на семинары в Европу и Америку. Конечно, моя работа была в чем-то уникальной: далеко не каждый зоопарк имеет подобного специалиста. Как правило, питанием животных занимаются зоологи или ветврачи, сочетая эту функцию со своими основными обязанностями. Думаю, в Европе наберется не более 10 человек – специалистов по питанию, работающих в зоопарках.

Вы начали активно проводить семинары после ухода из зоопарка?

Да, после того, какая покинул зоопарк, я начал активно заниматься проведением семинаров. Подобные семинары по питанию я проводил в зоопарках Италии, Израиля, Кореи, в зоопарке Честера (Англия) и почти во всех зоопарках Нидерландов. 

2020_рацион колобуса_Ковалева_22.JPG

Перед началом семинара Вы знакомитесь с особенностями питания животных в зоопарке. Скажите, есть ли какие-то ошибки в питании, которые допускают чаще всего?

Во-первых, недостаточно тщательно ведутся записи и учет, недостаточно проводится анализ рационов. Во-вторых, еще одна самая частая ошибка - избыток фруктов в питании животных и одновременно недостаток листьев [для животных, питающихся растительной пищей, листья — один из важнейших источников клетчатки, которая необходима для правильной работы ЖКТ - прим. ред.]. Есть расхожее мнение, что листья должны использоваться как предмет обогащения среды животных, но это не так. Для очень многих животных листья - это необходимая часть рациона.

В Калининградском зоопарке какие ошибки в рационах Вы увидели?

В основном зоопарки используют в большом объеме комбикорма или концентрированные корма, но здесь этого, к своему удивлению, я не увидел, однако, у вас очень много овса. Есть замечания и к рационам конкретных животных. У колобусов избыток белка, фруктов и углеводов при недостатке листьев. С бизонами прямо противоположная история: они травоядные - в природе питаются травой, листья и ветки им не нужны.  Вреда бизонам они не наносят, но не приносят и никакой пользы. Грубо говоря, это просто бессмысленная трата ресурсов и денег. Можно давать листья и ветки другим животным, тем же колобусам.  

Мы видели ваше хранилище сена и веток. Оно очень впечатлило нас: эти продукты у вас хранятся в очень хороших условиях. При этом нас удивило, что очень многие корма вы скармливаете без предварительных анализов на содержание питательных веществ, микро- и макроэлементов.. Получается, что вы кормите вслепую, точно не знаете, что даёте животным по составу.


86809046_2771027049676408_7415797254620971008_n.jpg


А какие анализы кормов необходимо проводить?

В основном это должен быть анализ на содержание питательных веществ: клетчатки, белков, углеводов, жиров. Важно также содержание минералов, самое главное - соотношение кальция и фосфора. Анализы на содержание витаминов обычно очень дорогие и их нецелесообразно проводить. Чтобы удостовериться, что животные получают витамины, надо просто использовать витаминные добавки. 

В Калининградском зоопарке очень остро стоит проблема кормления посетителями животных. Мы боремся с этим, но не всегда успешно. Наши оппоненты говорят, что решить эту проблему можно было бы официально продавая корма для животных и разрешая людям кормление. Как Вы – специалист по питанию – относитесь к такой идее?

Однозначно, нецелесообразно продавать корма на входе в зоопарк, потому что тогда эти корма будут розданы всем животным подряд, всем кому не попадя. Лучше всего продавать корма там, где содержатся контактные животные, например, на контактной площадке. Но делать это надо разумно: необходимо установить аппарат по продаже таких кормов, в котором можно было бы определить дневную дозу корма для животных. Посетители кормят животных, покупая корм, но как только дневная норма заканчивается, аппарат перестаёт работать. Таким образом, животных кормят не киперы, а посетители, однако, при этом не перекармливают животных и не нарушают их диету.

Если мы говорим об остальных неконтактных животных, их кормление тоже возможно, но под руководством кипера. Например, в часы кормления кипер может позволить людям кинуть рыбу, таким образом, животное получит пищу, а люди – удовлетворение от процесса кормления.  

Безусловно, решение этой проблемы – просвещение. Это очень долгий путь. Но просвещение и образование посетителей должно быть обязательно, надо объяснять, почему этого не надо делать, надо объяснять, что мы разрабатываем дорогостоящие рационы и диеты для животных. Со временем посетители начнут объяснять это другим посетителям и начнется цепная реакция.

86700844_2771026956343084_4770521231952707584_n.jpg


Как Вы относитесь к кормлению хищников неразделанными тушами животных в присутствии посетителей?

Для хищных животных, конечно, гораздо полезнее получать тушу со шкурой и внутренностями, нежели разделанное и присыпанное витаминно-минеральными добавками мясо. Что же касается посетителей, то в Голландии публика реагирует на это неоднозначно. Не всегда это принимается, бывают случай, когда ходят жаловаться. Мы понимаем, что важно объяснять публике, что и почему делается и важно приглашать публику к диалогу. Часто родители боятся, что такое зрелище может быть губительным для детской психики. Однако, по нашему опыту, проблема чаще всего в родителях, а не в детях. Дети зачастую смотрят научно-популярные программы о природе и спокойно воспринимают эту практику и даже объясняют родителям, что это нормально, что это так и должно быть.

Практика кормления живыми животными, вот это недопустимо. То же самое с практикой эвтаназии. Это самое крайнее средство. Для начала необходимо предпринять все усилия для того, чтобы не появлялось «лишних» животных, то есть, контролировать рождаемость. Если это не удалось, надо найти место пристройства для животного или какие-то другие пути решения проблемы. 

Зообуфет (3).JPG

Вы сказали, что подобных Вам специалистов в Европе всего около 10 человек. Как Вы считаете, мы в Калининградском зоопарке можем «вырастить» такого специалиста?

Да, конечно, человек может здесь в России получить базовое биологическое или ветеринарное образование. А потом повышать свой уровень за счет информации, которая доступна в сети. Даже если есть языковой барьер, всегда можно воспользоваться переводчиком. Мы настоятельно рекомендуем проводить такие семинары для сотрудников российских зоопарков, при этом, хорошо бы найти русскоговорящих преподавателей. Потому что очень часто во время наших семинаров очень трудно найти переводчиков, знающих специфику. Кроме того, во время таких «национальных» встреч люди начинают плотнее общаться друг с другом, объясняют специфику, подмечают ошибки. Было бы здорово, если бы российское зоопарковское сообщество вырастило у себя двух-трёх таких специалистов, которые прошли бы обучение заграницей, а потом передавали бы свои знания внутри страны.

IMG_3449.JPG