Точное время и источник появления скульптуры «Девочка с оленёнком» в Калининградском зоопарке неизвестны. Основная версия гласит, что скульптура была передана в зоопарк в конце 1980-х годов по инициативе общественной деятельницы, создательницы музея Иммануила Канта при КГУ (Калининградский государственный университет, ныне БФУ имени И. Канта) Ольги Феодосьевны Крупиной и участников общественной группы «Возрождение». 


Обстоятельства обнаружения и передачи кёнигсбергских скульптур в Калининградский зоопарк изложены в публикации 2021 года «Её называли «вдовой Канта»: история незаслуженно забытой хранительницы истории» на калининградском региональном интернет-ресурсе «Клопс» со слов очевидца и непосредственного участника событий, калининградского краеведа краеведа Николая Чебуркина. 


Цитата из текста публикации: «У истоков создания этого объединения неформалов стояли студент-историк КГУ Виктор Батищев и художник Юрий Нуштаев. Основной костяк организации состоял из студентов КГУ и КТИ. Еженедельные собрания проходили в полдень по субботам в свободных аудиториях университета и политехникума. Позже группа была преобразована в культурно-историческое общество «Возрождение». Благодаря его деятельности удалось в 1989 году вернуть улице Брамса историческое название, переименовав улицу Жданова, и в 1990 году восстановить на прежнем месте памятник первому директору Кёнигсбергского зоопарка Герману Клаассу».

  […]

В 1988 году Ольга Крупина и Александр Новик передали зоопарку ещё две чугунные скульптуры: «Девочку с лосёнком» и «Волчицу». Они были найдены на территории различных организаций в Октябрьском районе.

Фигуры тогда разместили на территории детского городка. «Волчица» была разбита, лишилась одной лапы и сейчас хранится в музее «Фридландские ворота», а «Девочка с оленёнком» по-прежнему радует детей».


Материал и название скульптуры в тексте публикации указаны ошибочно – чугун и «Девочка с лосёнком». Отметим, что в годовых отчётах Калининградского зоопарка за 1987, 1988, 1989 годы нет информации о приёмке и установке каких бы то ни было иных скульптур нет.

Поначалу «Девочка с оленёнком» была установлена возле юго-восточной глухой стены, отделяющей территорию зоопарка от двора жилого дома на ул. Грекова. Видимо, расположение скульптуры на участке архитектурного комплекса объясняется сходством тематики – образом детства. Судя по достоверной датировке фотографии 1999-м годом, в это время скульптура действительно находилась в зоопарке.


В начале 2000-х годов Калининградская область активно сотрудничала с партнёрскими муниципалитетами и регионами стран Балтийского моря. В 2001 году в шведском городе Кальмар было подписано трёхстороннее соглашение между Ассоциацией муниципалитетов Южной Швеции, Калининградской областной Думой и Ассоциацией муниципальных образований Калининградской области. Во исполнение этого соглашения была создана российско-шведская программа под общим названием «Новые мосты». Предусматривалась реализация проектов по пяти направлениям: демократия; культура и образование; медицина; малый и средний бизнес; сельское хозяйство и окружающая среда.

Вероятно, именно в рамках этой программы началось формирование сквера «Карта Швеции» в 2002-2003 годах. Были высажены штамбовые деревья-символы некоторых административных регионов Швеции. В центре этого сквера была установлена скульптура «Девочка с оленёнком» (перенесена из Детского городка).

Позднее, в 2005 году в рамках празднования 750-летия Калининграда – Кёнигсберга данное направление сотрудничества продолжилось: при поддержке шведских муниципалитетов-побратимов Калининграда были оформлены ещё два сквера на территории Калининградского зоопарка:
– «Диалог» (главным спонсором выступил муниципалитет города Кальмар);
– «Сердца» (главным спонсором выступил муниципалитет города Хальмстад).
 


Текст информационной таблички на русском и английском языках гласит: «Карта» Швеции. Деревья посажены жителями Швеции по инициативе Анны Линд (Илве Анна Мария Линд (1957 —2003) — шведский политик, член Социал-демократической партии, министр иностранных дел Швеции с 1998 по 2003 годы. В качестве министра иностранных дел Швеции дважды посещала Калининградскую область. В феврале 2001 года глава шведского МИД прилетела в Калининград вместе с комиссаром Еврокомиссии по внешним связям Кристофером Паттеном, а в марте 2002 года участвовала на сессии Совета государств Балтийского моря. Погибла в сентябре 2003 года в результате покушения). Каждое дерево является символом герба графства страны. 

В 2007 году скульптура была внесена в перечень «Объекты культурного наследия местного (муниципального) значения, находящиеся на территории муниципального образования "Городской округ "Город Калининград"» под номером 74 (приложение № 2 к Постановлению Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 г. № 132 (в ред. Постановления Правительства Калининградской области от 24.12.2009 № 799).

В описательной части этого документа, составленного специалистами ГУК «НПЦ по охране памятников» Калининградской области, содержались противоречащие друг другу сведения: так, на стр. 1 данного документа памятник датировался 1915 годом, но на стр. 3-4 утверждалось, что скульптура выполнена в 30-е годы ХХ века из искусственного камня и покрыта масляной краской.

Охранный статус был подтверждён приказом Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области от 28 июля 2016 года № 191, по которому утверждены предметы охраны объекта культурного наследия регионального значения – достопримечательного места «Зоопарк», 1896 год, расположенного по адресу: город Калининград, проспект Мира, 24, 26 – отдельные здания и сооружения (объекты культурного наследия), объекты монументально-декоративного искусства, элементы исторической объемно-планировочной структуры, элементы садово-паркового искусства, элементы культурного и природного ландшафта, видовые панорамы, расположенные на его территории. В их числе: п. 2. Объекты культурного наследия, принятые на государственную охрану как памятники монументально-декоративного искусства: 3) «Скульптура «Девочка с олененком», искусственный камень, 1915 год (объект культурного наследия местного (муниципального) значения.

До лета 2024 года никаких сведений и предположений о возможном авторстве скульптуры не было.
В августе 2024 года в ходе реставрационных работ было расчищено фабричное клеймо по обеим торцевым сторонам ложемента скульптуры. Хорошо прочитывались три буквы К, а также символ лодки или ладьи. Данное клеймо применялось на Кильской фабрике художественной керамики (Kieler Kunst-Keramik) в г. Киль, Германия, в период с 1924 по 1930 годы.

Данное предположение подтвердили немецкие специалисты Иоахим и Ангелика Конечны, частные коллекционеры и исследователи наследия мануфактуры «Кильская художественная керамика». Они поделились сведениями из ежегодного журнала «Шлезвиг-Гольштейнский ежегодник за 1927 год», выпуск 17: Новое строительное искусство в Шлезвиг-Гольштейне, изд-во Гамбург Гартунг, 220 страниц, иллюстрации. О строительстве в земле Шлезвиг-Гольштейн, а также в Гамбурге после Первой мировой войны.

На странице 29 этого издания изображена наша скульптура в экстерьере на кирпичном парапете в садовом ландшафте. Из-за низкого качества скан-копии страницы подпись на табличке плохо читается, однако можно распознать слова «Mädchen mit Schäfchen, Entwurf Richard Kuöhl Hamburg, Ausführung Kieler Kunst-Keramik» (нем. Девочка с овечкой, проект Рихарда Куёля Гамбург, исполнение Кильская художественная керамика). На странице 37 того же журнала коротко упоминается, что эта композиция была первоначально выполнена для юбилейной выставки садовой архитектуры в Дрездене в 1926 году.





Важные сведения предоставили историки из Кильского «Общества истории города Киля» (некоммерческая организация). В ответ на запрос о возможной датировке и авторстве произведения была прислана фотокопия из книги «Кильская художественная керамика» («Kieler Kunst-Keramik», авторы Бербель Манитц и Ханс-Гюнтер Андрезен, 2004 год) с фотографией, на которой совершенно однозначно изображена наша «Девочка с оленёнком».





Конфигурация окон на заднем плане, а также оформление пространства позволяют предположить, что фото сделано во время проведения «Немецкой Восточной ярмарки» (Deutsche Ost-Messe), которая с 1920 по начало 1940-х годов проводилась в Кёнигсберге. Очевидно, скульптура была продана во время ярмарки.


Дополнительная информация о Кильской керамической мануфактуре: Акционерное общество «Кильская художественная керамика» работало в период с 1924 по 1930 год, производило художественную и строительную керамику.


Производство началось в мае 1924 года. На предприятии производились скульптурные произведения, керамические изделия, кафельные печи и керамические стройматериалы (букв. Kachelöfen und Baukeramik). Основная область дистрибуции – Северная Германия. Для продвижения своей продукции мануфактура в период с 1924 по 1929 годы активно участвовала в выставках и ярмарках как в Германии, так и за рубежом.


Общее ухудшение экономического положения привело к кризису предприятия, который начался в 1927 году и достиг своей высшей точки в 1930 году – предприятие остановило производство и заявило о своём банкротстве. В 1932 году процесс банкротства завершился, фирма была ликвидирована.


Скульптор Рихард Куёль, краткие биографические сведения


KUÖHL, Richard Emil, родился 31.5.1880 в Мейсене, вырос в бедной семье, рано потерял отца. Учился на Мейсенской фабрике керамических моделей, затем работал гончаром. В 1902 году поступил в Дрезденскую художественно-ремесленную школу, учился три года в том числе у Карла Гроша (Karl Grosz), затем вернулся в Мейсен. В 1910 году переселился в Берлин, работал по заказам различных архитекторов. В 1912 году переселился в Гамбург, выполнял ряд заказов по производству скульптур для украшения зданий по государственным заказам. Известен как скульптор, создал множество произведений, в том числе для фонтанов, кладбищ и памятников в Северной Германии. Умер 19.5.1961 в Бад Ольдеслое.

В ходе реставрации  в августе - сентябре 2024 года мастера восстановили поврежденные части скульптуры, счистили серебряную краску, которой была покрыта скульптура, восстановили ее историческое покрытие.

И если до реставрации «Девочка с оленёнком» была практически не видна посетителям, скрываясь в зарослях декоративных растений, то сейчас ее установили на постамент, который расположился рядом с Читальным павильоном.

Особое внимание реставраторы уделили антропогенному воздействию на оба изваяние: многочисленные прикосновения плохо влияют на состояние скульптуры. Поэтому, было принято решение оградить ее, сделав недоступной для близкого контакта.