Цель проекта. Создать в зоопарке новый оригинальный ландшафтный объект, который одновременно мог бы служить своеобразным аттракционом для детей и взрослых. Идея позаимствована в зоопарке г. Ополе (Польша). За основу визуализации были взяты подобные объекты в парках России и Европы.
Задачи проекта.
1. Разработать проект (визуализацию) лабиринта.
2. Собрать путем фандрайзинга денежные средства (материальные ценности) на создание лабиринта. Организовать акцию по посадке лабиринта.
3. Подвести итоги. Организовать завершение проекта. Составить отчетность.
Поставленные задачи решались следующими способами:
Задача 1. Разработать проект (визуализацию) лабиринта.
Визуализация (проект) лабиринта с расчетом необходимого количества деревьев, иных материалов и требуемой суммы была выполнена силами сотрудников зоопарка. В рабочую группу входили: ландшафтный архитектор, зав. отдела «Садово-парковый», маркетолог, специалист по связям с общественностью.
Результатами решения задачи стали:
- визуализация (эскиз) лабиринта,
- смета на его создание (включая ротацию аудиоролика, расчет требуемого количества деревьев, размеров дорожек и количества требуемой брусчатки, стоимость укладки брусчатки),
- определение предполагаемых источников финансирования на отдельные пункты сметы.
Задача 2. Собрать путем фандрайзинга денежные средства (материальные ценности) на создание лабиринта.
Изначально планировалось привлечь максимально возможные сторонние средства для создания зеленого лабиринта.
Для этого необходимо было решить ряд подзадач:
1. Провести широкомасштабную рекламную компанию в СМИ и на территории зоопарка. Для этого:
За неделю до проведения акции рядом с местом создания будущего лабиринта (самый центр зоопарка, напротив фонтана) был установлен информационный стенд с визуализацией проекта.
За 9 дней до проведения акции была осуществлена рассылка анонса в городские и региональные СМИ (вышло 8 публикаций в Интернет — СМИ, 3 сюжета на местном телевидении и 2 – на радио).
В течении 9 дней до проведения акции ежедневно с интервалом в 15 мин. проигрывался рекламный аудиоролик в двух сетях местных супермаркетов (а это 48 магазинов) с текстом следующего содержания: «Калининградский зоопарк запускает уникальный проект: создание первого в городе живого лабиринта из растений! Присоединяйся! Приходи в зоопарк 19 апреля и посади СВОЁ дерево! Подробности проекта — на официальном сайте. Калининградский зоопарк – «Удивительное – рядом!»
С 14 апреля регулярно выходили публикации на официальном сайте Калининградского зоопарка и на официальных страницах зоопарка в социальных сетях Вконтакте и Facebook.
2. Провести акцию по посадке лабиринта для того, чтобы организовать сбор пожертвований от участников проекта в четко ограниченные временные рамки.
Такая акция была назначена на воскресенье 19 апреля, когда в зоопарке проводился День дендропарка (приурочен к международной крупномасштабной природоохранной акции «Марш парков»). В этот день каждый желающий мог прийти в зоопарк, купить дерево (или несколько деревьев) по 600 руб. за одно дерево (туи одинакового размера предварительно были приобретены заранее), получить инструмент, перчатки и помощь в посадке.
Те, кто по каким-то причинам не мог прийти в этот день в зоопарк, могли оплатить тую через оператора или терминал банка, с тем, чтобы высадить дерево позже или с тем, чтобы его высадили за них сотрудники зоопарка.
Кроме того, была открыта предоплата и «бронирование» деревьев, то есть люди могли заранее оплачивать свое дерево и 19 апреля прийти на высадку деревьев, подтвердив оплату платежным документом и заполнив перед началом акции договор пожертвования. Этим способом воспользовалось подавляющее большинство участников проекта.
Акция по посадке лабиринта 19.04.2015 г.
Для высадки лабиринта определили газон на центральной аллее зоопарка прямо за памятником Герману Клаассу – основателю зоопарка Кёнигсберга. Изначально планировалось высадить 190 туй (для формирования лабиринта выбрали тую западную Смарагд. Это дерево хорошо приспособлено к нашему климату, хорошо переносит морозы, быстро растет, имеет плотную форму и поэтому легко стрижется) высотой до 1 м. Однако, в результате большой востребованности проекта, количество деревьев увеличилось до 310. Территорию под лабиринт заранее подготовили (разметили колышками).
Интерес к проекту был так велик, что первые три дерева накануне акции посадил глава города Калининграда. Стартовал проект 19 апреля в 13.00. Буквально за несколько часов были высажены практически все деревья (первоначально планировалось, что сбор средств будет продолжаться все лето!). При этом в самой акции поучаствовало 228 человека, а пришло в зоопарк в этот день больше тысячи посетителей.
Возрастной состав посетителей был абсолютно разным. Сажать туи приходили молодые бездетные пары, родители с детьми, молодожёны, пожилые люди, друзья и даже трудовые коллективы, в том числе и сотрудники Калининградского зоопарка. Деревья сажали в честь дня рождения детей, в подарок друзьям и родственникам, в честь памятных событий и в память об ушедших близких. География участников: Калининград, Москва, Санкт-Петербург, Иркутск, Петропавловск-Камчатский, Кандалакша, Германия. Помимо обычных граждан участие в проекте приняли и организации: Калининградский центр реабилитации детей с граниченными возможностями, общество «Друзья канта и Кенигсберга (Германия), студенческий совет БФУ им. Канта (Калининград), музей-квартира «ALTES HAUS» (Калининград), Калининградский филиал Сбербанка (проект победил в ежегодном конкурсе экологических проектов Сбербанка «Зеленый марафон»), питомник «Калинково» (подарили 50 туй). В общей сложности деревья приобретались и высаживались с 14 до 21 апреля 2015 г.
Задача 3. Подвести итоги. Организовать завершение проекта. Составить отчетность.
Проект «Зеленый лабиринт» в цифрах:
• Площадь лабиринта – 500 кв.м., площадь дорожек для замощения – 200 кв.м.
• Количество деревьев (туй) – 310 шт.
• Количество участников проекта – 228 (включая организации).
• Количество собранных средств — 151 200 руб. + 96 000 руб. от Сбербанка за победу в проекте «Зеленый марафон».
• Средства зоопарка, затраченные на формирование лабиринта, информационную поддержку проекта и замощение дорожек Лабиринта мелким булыжником – 609 120 руб.
Финансовый отчет по проекту «Зеленый лабиринт» размещен на сайте зоопарка.
Основные итоги проекта:
1. Собрано 247 200 рублей за период с 14 по 21 апреля.
2. Количество договоров пожертвования – 246 шт.
3. Число участников акции по посадке лабиринта (вместе с членами семей и друзьями) – ориентировочно 1000 человек.
4. 8 публикаций в электронных СМИ, 2 сообщения на радио, 3 сюжета на телевидении до, во время и после реализации проекта.
5. Завершающая стадия проекта (посадка лабиринта) была очень эмоциональной и, фактически, можно говорить об инициировании значимой социальной акции по созданию комфортной городской среды Калининградским зоопарком и об активном участии (и, соответственно, востребованности!) в этой акции горожан, жителей других регионов страны и даже Германии.
6. Все время подрастающий и развивающийся зеленый лабиринт на долгие годы станет одной из точек притяжения горожан в зоопарк. Как тех, кто непосредственно участвовал в его создании (а также их друзей и родственников), так и тех, кто захочет увидеть уникальный (пока) для г. Калининграда ландшафтный объект.
7. Методология данного проекта, на наш взгляд, может быть легко использована в аналогичных фандрайзинговых проектах. Ссылка на наш опыт/проект (в целях продвижения имиджа Калининградского зоопарка) приветствуется.