Кенигсбергер Альгемайне Цайтунг, 5 сентября 1926 года:

«Как сообщает дирекция зоосада, к сожалению, две ценных человекоподобных обезьяны, на приобретение которых было потрачено немало сил и средств, а речь идет о самке шимпанзе Ева и об орангутане, погибли вследствие острого кишечного заболевания… Выращивание и содержание человекообразных обезьян является одной из сложнейших задач для зоологических садов в нашем климате… Вскрытие и бактериологическое исследование, проведенное ответственными за это сторонами – это Бактериологический институт Сельскохозяйственной палаты, Гигиенический и Зоологический институты университета Альбертины – показало в качестве причины смерти сильные изменения в слизистой оболочке кишечника и заболевание селезенки, вызванное коли-бактериями.»

Кенигсбергер Альгемайне Цайтунг, 14 сентября 1927 года:

«Из Кенигсбергского зоопарка нам сообщили: к сожалению, маленькая самка шимпанзе по имени Ага скончалась. Вскрытие показало, что у нее была язвенная болезнь почек.»

Кенигсбергер Альгемайне Цайтунг, 12 апреля 1929 года:

«Из дирекции зоосада нам пишут: вчера наш зоосад понес весьма чувствительную утрату: умер превосходный самец орангутана…Вскрытие не показало патологических изменений…Таким образом, практически полностью подтверждается первоначальное предположение, что причиной заболевания было отсутствие определенных витаминов.»

Кенигсбергер Альгемайне Цайтунг, 17 июля 1930 года:

«Этим утром внезапно умерла самка слонихи Дженни, любимица посетителей Кенигсбергского зоосада…После обеда было произведено вскрытие слона: процессом руководил доктор Краге из Бактериологического института Сельскохозяйственной палаты в присутствии профессора Хиероними, профессора Келера, доктора Мюллера и представителей Бактериологического, Зоологического и Гигиенического институтов Кенигсбергского университета. Причина этой внезапной смерти до сих пор не установлена. (прим. – впоследствии возможной причиной было названо отравление).»

Сегодня и у нас снова грустные новости – в возрасте 21 года умерла старая львица Тиса (средняя продолжительность жизни львов в природе – около 15 лет).

Архивные источники не сохранили данных о возрасте животных, о которых написано выше. Но рискну предположить, что, судя по регулярным публикациям в местной прессе, животные умирали чаще не из-за преклонного возраста, а из-за недостатка знаний. Это был период проб и ошибок, когда в исследованиях причин гибели зоопарковских животных принимали участие лучшие университетские умы, закладывая научный базис под сохранение редких и исчезающих животных ex situ («сохранение животных вне природных мест обитания, в т.ч. в зоопарках»).

В современных зоопарках животные чаще всего доживают до глубокой старости и даже значительно переживают свой век (вспомним нашего сивуча Кима, прожившего самую длинную жизнь из когда-либо регистрировавшихся!).

Долгожительству в зоопарках способствуют хорошее питание, регулярное ветеринарное наблюдение и лечение (при необходимости), а также отсутствие хищников (в природе ослабевшие старые животные часто становятся добычей для кого-то более сильных). Тем не менее, старые животные все равно уходят, оставляя след в сердцах тех, кто за ними ухаживал и воспоминания у тех, кто регулярно приходил их навещать.

P.S. От семейной пары львов – Бонифация и Тисы (на фото) — у нас осталась их дочь, 10-летняя львица Лея. Негоже даме «в самом соку» оставаться одной. Поэтому мы планируем весной привезти ей красавца-супруга. Есть один на примете…